I. 4. Иоанн седмим церквам, яже суть
во Асiи: благодать вам и мир от сущаго, и иже бе, и грядущаго:
и от семи духов, иже пред престолом Его суть: и от Иисуса
Христа. |
Иоанн семи церквам, находящимся в
Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и
грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от
Иисуса Христа. |
Хотя и много было местных церквей, но послал
только седмим церквам. Так сделал ради седмеричнаго числа,
знаменующего таинственное всех сущих церквей, а равно и по
соответствию сего числа настоящей жизни, в коей принять седмеричный
круг дней. По той же причине упоминает только и о семи
Ангелах и семи церквах, которым и шлет свое приветствие:
«благодать вам и мир от Триипостаснаго Божества».- Словом
Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз семь Сый
(Исх. 3,14); выражением: иже бе - Слово Которое в начале
бе к Богу (Иоан. I, 1); словом грядый - Утешитель, всегда
нисходящий на церковных чад во святом крещении и во всей полноте
имеющий снизойти в будущем веке (Деян. 2 гл.),- Под семью
духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление
церквами), не сочисляемых с Богоначальною и Царственною Троицею, но
с Нею воспоминаемых, как рабов Ея, как, подобно сему, сказал и
божественный Апостол: засвидетельствую пред Богом и Господом
Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы (1 Тим. 5, 21). Можно
понимать cie и в другом смысле: под выражением: Сый и иже бе и
иже есть грядый- разумеет Отца, Который в Себе самом содержит
начало, средину и конец бытия всего сущего, под семью духами
- дары Животворящего Духа, под «имеющим следовать затем»
- Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшагося человеком. Ибо и у
Апостола Божественныя Ипостаси поставляются прежде и после без
всякого различия: потому-то здесь и говорит: и от Иисуса
Христа и т. д...
I. 5. Иже есть свидетель верный, и
первенец из мертвых, и князь царей земных. |
Который есть свидетель верный,
первенец из мертвых и владыка царей земных.
|
Ибо Он, свидетельствующий пред Понтийским
Пилатом, верен во всех словесех Своих (Пс. 144, 13); как
жизнь и воскресение, Он перворожден из мертвых (1 Кор. 1,18;
1 Кор. 15, 20); и над кем Он начальствует, те не увидят смерти
подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он
- Владыка царей, как царствующих Царь и господствующих
Господь (Пс. 2, 6; Кол. 2,10), равномощный Отцу и с Ним
единосущный (Иоан. 10, 30; 14, 20). Или иначе: Он - Царь царей
земных и царей над земными похотями. И если блаженный Григорий
Богослов выражение: Сый и иже бе, и грядый Вседержитель
относить ко Христу, то нимало не неуместно будет отнести к Нему же и
нижеприведенные, подобные сим, изречения. К сим словам и добавлено:
Вседержитель и нет приведения или упоминания о другом лице.
Изложенный нами смысл ясно подтверждают и прибавленные здесь слова:
и от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об
одном Боге - Слове и Сыновней Ипостаси, то совершенно излишне было
бы сейчас же дополнять словами: и от Иисуса Христа, чтобы
отделить Его от иного другого. Боголепные слова одинаково
приличествуют как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе,
за исключением разве, говорит Григорий Богослов, свойств и отличий
особенных, и личных и относящихся к воплощению Бога Слова.
Подтверждается это и тем, что Трисвятую Серафимскую песнь поучаемся
мы в Евангелии относить к Сыну, в проповеди Павла, - к Отцу, к Коему
привыкли мы обращать сiю молитву, как говорится о сем у блаженного
Епифания в слове о Святом Духе. Приводим же все это для
доказательства того, что наше изъяснение не противоречит мнениям
Отцов Церкви; теперь же, с Божьею помощью, перейдем к последующему.
I. 5. 6. Любящу ны и омывшу нас от
грех наших кровiю Своею. И сотворил есть нас цари и иереи Богу
и Отцу Своему: тому слава и держава во веки веков, аминь.
|
Ему, возлюбившему нас и омывшему нас
от грехов наших кровiю Своею, и соделавшему нас царями и
священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки
веков, аминь. |
Подобает, говорит, слава Ему, по любви
разрешившему нас от уз смертных, и излиянием своей Животворящей
Крови и воды омывшему от скверн греховных и соделавшему нас царским
священством, приносящим Отцу жертву живую - словесное служение
вместо жертв безсловесных.
I. 7. Се, грядет со облаки, и узрит
Его всяко око, и иже Его прободоша, и плачь сотворят о Нем вся
колена земная. Ей, аминь. |
Се, грядет со облаками, и узрит Его
всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним
все племена земные. Ей, аминь.
|
Здесь закланный, как Агнец, Он прiидет во
славе Отчей, как Судiя, на облаках, или на безплотных умных силах,
или подобных тому облаку, которое осенило Его со святыми Апостолами
на Фаворе. - Его, грядущего со славою, увидит всякое око;
распинавшие же и оставшиеся в неверии племена земные
восплачутся (Me. 24, 29-30).- Ей, аминь означает:
совершенно, так; ибо сими словами означается один и тот же смысл как
на греческом, так и на еврейском, языках. Аминь - да будет.
I. 8. Аз есмь Альфа и Омега, начаток и
конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый,
Вседержитель. |
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец,
говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.
|
Словами Алфа и Омега означается
Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный:
Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и,
потому, имеющий каждому воздать за дела.
I. 9. Аз Иоанн, иже и брат ваш и
общник в печали и во царствии и в терпении Иисус Христове, бых
на острове нарицаемом Патмос, за слово Божие и за
свидетельство Иисус Христово. |
Я Иоанн, брат ваш и соучастник в
скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на
острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство
Иисуса Христа. |
Я же, как ваш брат и соучастник в скорбях за
Христа, вполне правильно заслужил ваше доверие, потому что за
исповедание Христово осужденный на остров Патмос возвещаю вам тайны,
на нем мною виденныя.
Архиепископ Андрей Кесарийский, V век
н.э. |