ГЛАВНАЯ

 

НАЗАД

 

ИУДАИЗМ

 

-Каждый еврей в мире утверждает, что происходит от одного из 12 сыновей Иакова, ставших родоначальниками 12 племен израилевых.

-Первый Конгресс сионистов, созванный для обсуждения создания самостоятельного евр. государства, состоялся в Базеле, в Швейцарии, в авг. 1897. 

-Евреи при указании дат не пользуются англ. сокращением ВС (“до Рождества Христова”, то же, что “до н.э.”), а пишут ВСЕ (“до Общей Эры”). 

-Иудаизм - самая старая монотеистич. (признающая одного Бога) религия в мире.

СТОКИ И ВЕРОВАНИЯ

-Тайное имя евр. Бога, данное Моисею на горе Синай - ЙХВХ, к-рое означает “Я есть и буду”.

-Хотя иудаизм ожидает от неевреев, что они будут соблюдать некоторые осн. этич. законы, он не считает евр. ритуал обязательным и не стремится никого обратить в эту веру

Согласно древним писаниям, и. зародился ок 2000 лет до н.э., начавшись с протеста Авраама против идолопоклонничества в его родной Месопотамии (ныне Ирак), когда он разбил идолы своего отца и ушел в Ханаан (в настоящее время Израиль). Слово “иудей” происходит от лат. “юде-ус”, восходящего к еврейскому “ехуди”, означающего “потомок Иакова”, внука Авраама.

 Соблюдение обряда Исхода (“Песах”) из Египта как ритуала делает каждого верующего е. участником этого события, освободившего его предков от пут и установившего особые отношения между ними и б, Эти отношения заключаются в стремлении е. точно соблюдать Божьи законы. Бог, однако, обещал всем (е. и нее.) равные права в мире, чтобы добиться в конечном счете восстановления царства Давида. После чего придет Мессия (букв. “помазанник”) и провозласит век всеобщего мира и безопасности.

СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ

-Самый свящ. текст иудаизма — Тора.

-В Талмуде собраны описания таких разных предметов и сфер деятльности, как сельское хоз-во, астрология, толкование снов, география, математика и архитектура.

 Евр. Свящ. писания включают те же книги, что и христ. Ветхий Завет. Тора- это евр. назв. Закона Моисея (Пятикнижие), который божественно дан ему на г. Синай, вскоре после Исхода. Евр. свящ. писания также содержат книги пророков, мудрецов (напр. Саломон) и истор. записи (Цари). В Талмуд включены гражд. и религ. зоконы и сборник первонач. устных традиций (Мишна).

ДИАСПОРА

-Слово “диаспора” обозначает рассеяние евреев после Вавилонских и Римских завоеваний Палестины. Этим же словом обозначают евр. общины за пределами Израиля.

-Самый большое и наиболее важное поселение е. в ранней диаспоре было в Египте.

 Начало диаспоре е., зачастую при жестокой дискриминации и лишении прав, в Европу, Африку и Малую Азию положила потеря Иерусалима в 70 н.э. Евр. эмансипация началась в 1791 во Франции, когда е. было предоставлено гражданство. Нов. атмосфера стимулировала рост движения Реформации, дав и. статус религ. секты в пределах европ. стран, к к-рым она оказывалась лойяль-ной,и привела к изменениям в практике и. Ортодоксальный и. считает авторитет религии исходящим от Торы, а ортодоксальные евр. верования зашифрованными в Тринадцати принципах Веры раввина Моше Маймонида (1135—1204). Консервативный и., наиболее сильный в США, занимает промежуточную позицию между ортодоксальным и реформированным и., утверждая, что вера должна найти свое место в совр. мире. Существуют также либеральные и прогрессивные е.,к-рые отвергают божественность Торы и диктат раввинов, полагая,что евр. религ. практика должна,в той или иной степени, приспосабливаться к окружающим обстоятельствам. Они, напр., разрешили проведение богослужения частично на языке местного населения (а не на иврите).

Большинство евреев все еще живет в диаспоре, но гос-во Израиль.основанное в 1948,служитдля многих евреев символом надежды и гордости, поддерживавших их веру в течение столетий преследования. Другие группы диаспоры сохраняют свои четко выраженные традиции, в т. ч. “сефарды” (из Португалии, Испании и С. Африки), “ашкенази” (из центр. Европы) и “фалаши” (из Эфиопии).

РИТУАЛЫ

-Во время “шаббата” — евр. дня отдыха — запрещается переносить и перевозить что бы то ни было, делать записи, готовить пищу и передвигаться (за исключением очень коротких расстояний пешком).

 -Ортодоксальные е. читают благословения из Талмуда, касающиеся самой обыденной повседневной деятельности — с момента пробуждения утром до отхода ко сну вечером.

 Иудаизм устанавливает сложный комплекс законов “кашрут”, к-рый делит пищу на разрешенную (“кошер”) и запрещенную (“трейфа”). Допускается употреблять в пищу только жвачных парнокопытных млекопитающих (коров, овец), к-рые должны быть умерщвлены квалифицированным специалистом — “шохетом” с причинением животным миним. страданий и с выпуском всей крови. У рыбы должны быть чешуя и плавники (запрещалось использовать в пищу угрей, осетровых, ракообразных и моллюсков). Употребление хищных птиц также запрещено. Молоко, мясо и продукты из них следует строго разделять, их нельзя вместе готовить и употреблять за один прием пищи.

 Толпа женщин и детей, собравшаяся помолиться у Зап. Стены, святого места для евреев, к-рая, приравнивается к синагоге, подразделена на территорию для мужчин и женщин.

ПОКЛОНЕНИЕ

-Синагоги обычно строились с галереями для женщин, но позже для той же цели стали сооружать боковые комнаты.

- У Израиля два гл. раввина - один для аш-кенази (европейцев), другой для сефардов (вост. евреев).

Синагоги в начале сооружались в качестве времен. мест отправления религ. культа после уничтожения вавилонянами Храма в Иерусалиме в 586 до н.э. И хотя е. восстановили Храм, использование местных молитвенных домов продолжалось. Второй Храм тоже был уничтожен, но больше не восстановлен. Сегодня служба в синагоге строится по образцу службы в Храме. Во многих синагогах для украшения используются старин, евр. символы, напр., Звезда Давида. Менора (семирожковый храмовый подсвечник) и два планшета, содержащие Десять заповедей. Собравшиеся на молитву обычно видят перед собой “арк” (ковчегом) — шкаф, в к-ром хранится Тора в рукописных пергаментных свитках. Над ним (обычно на стене, обращенной к Иерусалиму) непрерывно горит огонь как символ вечного присутствия Бога.

 Служба в синагоге — она проводится утром, днем и вечером — делает акцент на времени для тихой молитвы. Чтобы служба формально состоялась, необходим кворум (“миньян”) из десяти мужчин, только тогда возможно чтение Торы. Любой чел. из состава миньяна может прочитать Тору или провести молитву. Учителем и толкователем закона Божьего является раввин.

 

ГЛАВНАЯ

 

НАЗАД
Hosted by uCoz