ГЛАВНАЯ | НАЗАД |
Общие правила толкования и структура АПОКАЛИПСИСА (Из книги - Опыт православного толкования. Священник Николай Орлов) Общее деление остаётся у всех толкователей одним и тем же: именно, подразделяют на введение (1,1-8), первую часть (1,9-3, 22), вторую часть (4 - 22 - 5) и заключение (22,6-21). Это деление слишком очевидно подсказывается самим Апокалипсисом, и не принять его во внимание нет никакой возможности. Введение есть не что иное, как вступление, содержащее в себе объяснение названия книги (1 - 2), целью ея написания (3), указание лиц, к которым оно адресуется (4), благопожелание им мира 01 Триединаго Бога (4 - 5'), доксология Иисуса Христа (У 6) // ея авторизация (7 - 9). Впрочем, Клифот и здесь нашёл нужным отступить от общепринятаго давления и отнёс ко введению всю первую главу. Но эта оригинальность едва ли основательна. С 10 стиха начинается описание самого видения, во время котораго и были получены откровения для семи церквей, и отделять вторую главу от первой, значит - отделять следствие от причины, ручеи от источника. Нам думается даже, что более правильно было бы введение заканчивать 9 ст., так как и этот стих может быть отнесён к стихам, описывающим посредников полученнаго откровения, и только 10 ст. начинает собою собственно видение: “я был в духе”. Первая часть (1, 9- 20,3, 22) содержит в себе послания к семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской, с обозначением их достоинств и недостатков, с предуказанием их будущей судьбы и обещанием награды вместе с предостережением и угрозою. Эту часть можно назвать пророчески-учительною. Ея содержание резко отличается от содержания второй части; точно так же отлична и форма изложения. Здесь преобладает историческая форма древних пророчеств. Всё основывается на исторической действительности, и если берутся некоторые символы (“сдвину светильник...” 2, 5; “сделаю столпом...” 3, 12; “дам вкушать сокровенную манну... ” 2, 17 и т.п.), то их объяснения нужно искать в той же действительной истории и в общем символизме свящ.Писания. Далее здесь нет ничего эсхатологическаго, но всё ограничивается течением настоящего времени или близкаго будущаго. Наконец, первая часть в частностях своего содержания может быть и должна быть отнесена к частной жизни и к частным индивидуальным особенностям упоминаемых семи малоазийских церквей. Правда, большинство толкователей и сказанное по адресу семи церквей относит к общей вселенской церкви. Но это можно сказать только относительно общаго содержания, лишь постольку, поскольку каждая церковь в отдельности заключает в себе обще-человеческия и общехристианския особенности и свойства. Самое большее, что можно сказать по этому вопросу, это - то, что эти семь церквей суть типы состояния вселенской церкви и ея последователей. Начало такому взгляду на отношение содержания первых трёх глав ко всей церкви указано Мураториевым каноном, где замечено, что хотя Иоанн “писал семи церквам, однако же говорит всем”. Примазий также замечает, что “послания семи церквам назначаются одной церкви, ибо число семь, состоящее из чёта и нечёта, означает всеобщность”80. Это мнение разделяют и новейшие толкователи. Эбрард, напр., выражается так: “Иоанн обращается к семи церквам, как к типу соборной церкви. и то, что он посвящает семи церквам, как посвящённое рабам Божиим, посвящается соборной церкви, и то, что он посвящает семи церквам, посвящённое рабам Божиим, посвящается соборной церкви”82). Гофман сокращает понятие вселенскости назначения семи посланий, но, очевидно, без всякаго основания и цели, и говорит, что св.Иоанн обращается к семи церквам, имея в виду христианство всей Азии (но не всего м^ра), подобно тому как ап. Павел в послании к коринфянам имел в виду христианство Ахаии "). Мысль - совершенно неосновательная, ибо, с одной стороны, нельзя сравнивать отношение г. Коринфа к области Ахаии, и семи городов ко всей Азии; с другой стороны, никто не станет утверждать, что сказанное ап. Павлом коринфянам в некотором известном отношении касается всего христианского мiра. Напротив, Клифот м) чрезвычайно расширяет значение сказаннаго в посланиях к семи церквам. Он утверждает, что относящееся к семи церквам относится ко всей христианской церкви будущаго времени; по его мнению, первая часть Апокалипсиса относится ко второй, как предыдущее к последующему 85). Но это есть его единичное мнение и вытекает из его положения, что все видения Апокалипсиса представляют собою последовательный ряд откровений о последовательных же событиях будущаго. Откровения 2 и 3 гл., по общему мнению толкователей, совершенно другого порядка и ни в каком случае не могут относиться к откровениям дальнейших глав - как предыдущее к последующему. На это указывает уже одно то, что четвёртая глава начинается указанием на новое состояние духа св. Иоанна. Очевидно, нужно остановиться на древнем взгляде, что откровения семи церквам составляют особенный ряд откровений, назначенных, первее всего непосредственно к известным семи церквам Малой Азии и если касаются всех христиан то-так же, как, на примере, послания ап Павла к частным обществам и лицам касаются всех христиан вселенской церкви, т е постольку, поскольку в них содержатся общехристианския наставления или поскольку могут повторяться в истории мира те или другие частные положения и случаи Основываясь на этом положении, приходится совершенно отделить первую часть от второй части Апокалипсиса, если исследовать его с точки зрения раскрытия эсхатологии м1ра А так как наша главная задача при изучении Апокалипсиса есть именно выяснение этого последняго вопроса, то и наше толкование первых трех глав будет по возможности кратким и общим Мы займемся ими и поместим их в своем труде лишь для того, чтобы не оставить пробела в общем ознакомлении со всем Апокалипсисом И это тем более может быть допущено нами, что у нас, в нашей русской богословской литературе, есть серьезный труд А Жданова, где прекрасно раскрыты и изъяснены эти первыя три главы Апокалипсиса Но так как Жданов в своем ученом труде более всего обращал внимание на филологическую и историческую сторону текста, то мы, с своей стороны, преимущественно займемся тою стороною содержания этих глав, которою оне касаются не только современных ев Иоанну христиан семи мало-азийских церквей, но и христиан вселенской церкви, в том числе и нас Наше намерение - заняться истолкованием второй части Апокалипсиса, которая, по нашему мнению, может быть названа апокалипсико-эсхатологическою Таким определением мы хотим указать на то, что в этой части Апокалипсиса эсхатологическия истины, случайно и по частям сообщавшияся и в других писаниях Ветхаго (особо у Даниила) и Новаго заветов (в Евангелии, у апп Павла и Петра), раскрываются апокалипсическим способом т е чрез картины, символы и видения, иногда странныя и недо-ступныя для яснаго представления щ По отношению к такого рода содержанию и его изложению - задачи толкователя более сложны и затруднительны С чего должен начать толкователь9 С текста ли и с частностей и от них уже доходить до выяснения общаго смысла видения 87), или, наоборот, уяснивши для себя общий смысл видения по общему впечатлению, приступать к выяснению его частностеи и проверять их согласием с общею идеей7 Второй способ толкования по отношению ко всякой другой книге свящ.Писания может показаться прямо странным и неприложимым. но по отношению к Апокалипсису он не лишён некотораго значения. Во всяком случае, содержание и изложение Апокалипсиса столь своеобразны, что если при его истолковании исключительное внимание обратить на самый текст и на частности, то упустится всякая польза этого творения Божественного Духа. Посему необходимо, чтобы уму толкователя Апокалипсиса при его истолковании того или другого апокалипсическаго видения или символа предносился общий смысл их, как в самих себе так и в общей связи других видений и символов. С этим несомненно согласны все толкователи Апокалипсиса, и никто из них не приступает к его толкованию, так сказать, ощупью, начиная с выяснения перваго слова и перваго стиха. Каждый из них предварительно высказывает свой общий взгляд на Апокалипсис, делит его видения на группы, в каждой группе указывает особенный смысл и называет место того или другого видения и символа в общем течении откровения. Но при согласии в общем большое различие - в частностях Кажется, нет двух толкователей, которые бы вполне сходилии между собою в разделении на группы апокалипсических видении и в указании связи их между собою. Содержание Апокалипсиса столь разнообразно, видения и картины столь многочисленны, что для каждаго толкователя, при разнообразии человеческих умов и способностей, всегда находится новая точка зрения, которая и делает его несогласным (хотя часто и в очень незначительном отношении) со всеми предшествующими толкователями. Указывать здесь и теперь на это разнообразие точек зрения толкователей Апокалипсиса едва ли нужно; оно будет вполне очевидно и более наглядно при самом толковании, - при сравнении различных мнений по тому или другому вопросу. Из всех толкователей, известных нам, только один Клифот представлял себе Апокалипсис одним последовательным и непрерывным рядом видений, при котором последующее вытекает из предыдущаго -как из своего начала и изображает при этом действительное течение последовательных событий будущаго времени. Но такое похвальное в других случаях стремление к отысканию единства неприложимо по отношению к Апокалипсису и привело толкователя к крайнему выводу, что по Апокалипсису должно быть дв.1 воскресения мёртвых, которыя разделены между собой очень значительным временем йх1. Чтобы не впасть из-за оригинальности в подобнаго рода неправильные выводы, нужно держаться общаго убеждения, что Апокалипсис представляет собою несколько групп видений, отчасти параллельных между собою . Это общее правило, прилагаемое к толкованию Апокалипсиса, так сказать, освящено древними толкователями и несомненно отобразилось на толковании св. Андрея Кесарийскаго. Особенно точно и ясно по этому вопросу высказывается блаж. Августин. “Правда, - пишет он, - что в этой книге, которая называется Апокалипсис, многое говорится прикровенно, чтобы дать упражнение уму читателя, и немного в ней есть такого, что своею ясностью даёт возможность привести к уразумению остальное, хотя с трудом: особенно потому, что книга повторяет одно и то же так многоразлично, что кажется, будто она говорит всё иное и иное, между тем как при изследовании обнаруживается, что говорится иначе и иначе то же самое”9"'. Имея в виду этот общий взгляд на характер отрывочности в раскрытии содержания Апокалипсиса, всю его вторую эсхатологическую часть можно разделить на пять отделов- групп. Каждый отдел-группа представляет собою особый и самостоятельный порядок явлений, служащих обнаружениями Божественнаго м1роправления. Этот порядок, начинаясь в том или другом пункте христианской истории, приходит к ея последним событиям в конце м1ра. Укажем вкратце эти пять порядков. Первый порядок. Видение престола на небе и Сидящего с запечатанною книгою в деснице; явление Агнца посреди престола для раскрытия печатей книги (4-5 гл.). Явления коней после раскрытия каждой печати: после первой - белаго, второй - рыжаго, третьей - чернаго, четвёртой - бледнаго (6, 1 - 8). При раскрытии пятой печати - видение под жертвенником душ убиенных за слово Божие (6,9 - 12); по снятии же шестой печати - явления м1рового переворота и ужас всех живущих на земле 6, 13 - 17. Второй порядок. Видение четырёх ангелов на четырёх углах земли и ангела, сходяшаго с неба с печатью Бога в руке для запе-чатления 144 тысяч рабов Божиих 7 гл.; раскрытие седьмой печати и звуки шести труб, сопровождавшиеся казнями (8-9 гл.) Видение ангела с раскрытой книжкой. Измерение храма. Явление двух свидетелей; землетрясение после их восхождения на небо. Звук седьмой трубы: голоса на небе с хвалою воцарившемуся Господу Иисусу Христу. Видение храма на небе и явление ковчега при молниях, голосах, громах, землетрясении и великом граде (10 - 11 гл.). Третий порядок. Великое знамение: видение жены, облечённой в солнце, красный дракон, борьба архистратига Михаила с драконом и низвержение этого последняго на землю (гл 13) Видение девственников, стоящих на горе Сионе, ангела, летящего по небу с вечным Евангелием, другого ангела, возвещающаго падение Вавилона с угрозою поклонявшимся зверю Видение на свечлом облаке подобнаго Сыну человеческому с серпом в руке для пожагия земли, и видение ангела с серпом для обрезания винограда на земле, который был брошен в великое точило гнева Ьожия (гл 14). Четвёртый порядок. Видение семи ангелов с семью чашами последних язв и видение победивших зверя (гл 15) Вылитие од-нон за друюю шести чаш и шесть казней после каждой из них. Землетрясение после седьмой чаши (гл 16) Объяснение видения блудницы, сидящей на звере (гл 17) Возвещение о погибели Вавилона и плачь о нем (гл 18) Радость на небе Видение отверста-го неба, белаго коня и сидящаго на нем Вернаго и Истиннаго, Слова Божия, идущаго в сопровождении воинства для суда над зверем и лжепророком (гл 19). Пятый порядок. Видение ангела с цепью и ключом в руке для заключения дракона в бездну на тысячу лет Воскресение убиенных и царствование со Христом тысячу лет Освобождение сатаны, появление народов, Гога и Магога, их поражение и вверже-ние сатаны в геенну Видение белаго престола, суд над мертвыми и ввержение ада и смерти в геенну (гл 20) Видение новаго неба и новой земли, новаго Иерусалима и его обитателей (гл 21-22. 1 5) К )тому видению непосредственно примыкает заключение Апокалипсиса, которое, кроме указания на авторитет Иисуса Хрис1а, как Автора Откровения, содержит в себе увещание принять всем сердцем возвещенное и ожидать скораго второго при-шесгвия (22 - 6 - 22) Из этого краткаго указания содержания пяти порядков апокалипсических видении можно усмотреть ту общую мысль, что выяснение Божественнаго мфоправления идет от общаго к частному, постепенно добавляя новыя и новыя частности А так как эго мфоправление должно кончиться всеобщим судом и воздаянием, которому должны предшествовать Божественные призывы к покаянию, то в этих порядках применена также и некоторая постепенность все более и более усиливающихся казней Божественнаго гнева над нечестивыми В первом порядке изображены только общия последствия христианской проповеди в м1ре бедствия на земле и награды на небе (первыя пять печатей) Этот порядок оканчивается только предуказанием на будущий суд, которому должны предшествовать перевороты в М1ре Второй порядок, начиная с указания разделения между и $-бранными Божиими и грешниками, содержит в себе раскрытие явлений гнева Божия непосредственно над этими грешниками, как карающими сами себя Эти казни вызовут крайнее разобщение между избранными и грешниками, и представители избранных (два свидетеля) подвергнутся крайнему преследованию со стороны грешников Но это крайнее развитие зла будет вместе и преддверием его падения громы и землетрясения предвещают приближение суда Явления третьяго порядка служат как бы объяснением явлений предшествующих порядков земныя страдания праведников, злодеяния грешников и их вражда против первых есть следствие той борьбы, которая происходила на земле между добром и злом, - ангелами добрыми и ангелами злыми Диавол посылает в М1р даже антихриста (зверя) Но борьба должна кончиться победою добра, ангел уже возвещает эту победу и является Сын Божий с серпом в руке, что и по притче Спасителя означает кончину м1ра После того, как в третьем порядке была указана главная причина зла на земле, явления четвертого порядка рисуют, с одной стороны, картины справедливых казней, которым должен подвергаться грешный М1р, а с другой - то процветание зла, которое будет детищем диавола Божественный Промысл не дремле1 наказания грешного м1ра дойдут до своего конца, и после того как для всех станет очевидным, что человечество останется нераскаянным, Господь явится с небесным воинством и произведет суд над мфом, начав его с главных обольстителей - со зверя и лжепророка, то есть антихриста и его поборника Явления пятого порядка хотя, по-видимому, и представлякл собою продолжение и вывод порядка предыдущаго, но в действительности есть ответ на некоторыя возможныя недоумения по поводу порядков предыдущих По учению Христа и апостолов, диавол был уже побежден Почему же он так силен в М1ре? На это Апокалипсис отвечает, что действительно диавол побежден, чго он как бы связан искупительными заслугами Спасителя, но эти узы действительны только по отношению к тем, которые сугь истинные рабы Христовы, которые, сораспинаясь Ему, с Ним и воскресают для царствования и свободы над злом. Диавол свободен лишь по отношению к сынам противления Свою прежнюю полную свободу он получит только в конце м1ра и то только на короткое время (время антихриста). Тогда он получит власть вести войну даже и против святых. Но эта временная полная свобода диавола будет вместе с тем и его последним торжеством, за которым последует окончательное посрамление и окончательное осуждение его и всех его приверженцев. Он взойдет на высоту, но не для того, чтобы навсегда остаться там, а для того, чтобы на виду у всех быть низринутым оттуда в бездну - геенну. Тогда-то, когда это падение диавола уже совершится у всех на виду, наступит вечное спокойствие и блаженство праведников, и начнутся вечныя мучения грешников.
|
ГЛАВНАЯ | НАЗАД |