ГЛАВНАЯ   НАЗАД

Кто написал Апокалипсис?

а) О писателе

(Из книги- Опыт толкования священника Н. Орлова)

Вопрос о принадлежности Апокалипсиса св. Иоанну Богослову, автору четвёртого Евангелия и трёх посланий, а не какому-либо другому лицу, имеет весьма важное значение для всякаго читателя - христианина. Недаром же мы и в самом Апокалипсисе встречаем указания на личность писателя, чего не находим в других книгах свящ. Писания; недаром же сам он говорил: я, Иоанн, брат ваш (1, 9), я, Иоанн, видел и слышал сие (22, 8; ср. 1, 1; 4, 9). Такую, так сказать, личную рекомендацию мы встречаем ещё только в книге прор. Даниила и в неканонических книгах Ездры (3 Ездр. 1, 1, 3) и Варуха (1, 1).

Очевидно, знание об имени писателя нужно для возбуждения большей внимательности к содержанию книги и полнаго доверия к возвещаемому в ней. В этом случае нам не мешает припомнить замечание апостола Павла: пророчества не уничижайте (1 Сол. 5, 20).

Содержание Апокалипсиса - пророческое, изложенное в символических образах и картинах, и вот - чтобы предостеречь читателей от небрежного отношения к нему или от пристрастных увлечений при его объяснении, св. Иоанн в самом начале его выставляет своё авторитетное имя, как любимейшаго ученика Господа.

“Апостольский дух книги, безыскусственный Иоаннов образ мыслей, безыскусственный Иоаннов образ выражения говорили бы уже о том, что книга действительно могла быть составлена ап. Иоанном; но так как при этом писатель сам называет себя апостолом Иоанном, что подтверждает и история, то это качество приобретает положительную и решительную силу” (Герике. 4.2, 171, прим. 62).

Но и это прямое заявление Иоанна о своём авторстве, - что в обыкновенных случаях, по заявлению Гуга 2), является достаточным свидетельством подлинности, - не только не придало характера полной достоверности апостольскаго авторства, но для некоторых толкователей служит даже новым мотивом отрицания подлинности Апокалипсиса.

Впервые, кто высказал своё сомнение в принадлежности Апокалипсиса св.Иоанну, был пресв.Кай 3), а за ним св.Дионисий Александрийский 4), предполагавший более удобным приписывать Апокалипсис не св.Иоанну Богослову, ученику Господа и писателю Евангелия и посланий, но другой личности - пресвитеру Иоанну. Впрочем, и сам св.Дионисий слова Апокалипсиса 13, 5 приводит как пророческое свидетельство 5). К ним присоединяется и Евсевий кесарийский, хотя и нерешительно, ни отрицая ни утверждая его подлинности 6). Возникновение этих отрицательных суждений, неясных и колеблющихся 7), вполне можно объяснить горячею борьбою их авторов против хилиастов, которые главное основание для своего заблуждения находили именно в Апокалипсисе и ссылались на апостольский авторитет его писателя "'. Что же касается отрицания подлинности Апокалипсиса еретиками - Маркионом и алогами, то, по замечанию Гофмана, оно не заслуживает никакого доверия уже потому, что они отрицают все произведения св. Иоанна, как противоречащия их еретическому учению 9). Как на новое свидетельство против подлинности Апокалипсиса указывают также на отсутствие Апокалипсиса в Пешито и в канонах -лаодикийском и св. Кирилла иеруса-лимскаго. Но это легко можно объяснить тем, что все эти памятники имеют в виду катихизическия цели, чтение свв. Книг в церкви во время богослужения; а для этой цели Апокалипсис не употребляется даже и в настоящее время. Значение же отрицательнаго показания сирскаго перевода Пешито уничтожается уже тем обстоятельством, что св.Ефрем Сирин, представитель Сирской церкви, решительно признаёт подлинность Апокалипсиса и делает на него ссылки ")), заставляя этим самым предполагать, что Апокалипсис издавна проник в Сирскую церковь в других переводах ").

Вот и все немногочисленныя и маловажныя по своей неопределённости свидетельства древности против подлинности Апокалипсиса. Но свидетельства положительнаго характера отличаются и большею многочисленностью, и большею ясностью. Можно сказать, что всё древнее церковное предание прямо и решительно признаёт Апокалипсис за принадлежащий св. Иоанну.В этом отношении особенную важность могут иметь предания ма-лоазийских церквей, к которым был адресован Апокалипсис А здесь именно мы встречаемся со свидетельствами ев Иустина Философа, в его Диалоге с Трифоном, диалоге-разговоре, происходившем, по всей вероятности, в Ефесе 11), Милитона сардиискл-ю^.св Иринея,бывшаго родом из г Смирны и энавшаго предания Смирнской церкви 14), Феофила антиохийскаго 15), Поликрата ефесскаго "'', Аполлония ефесскаго ]7) Сюда же должны быть отнесены и свидетельства Оригена 11<), Климента александрийскаго Григория Богослова, Кирилла иерусалимскаго. На последних ссылался еще Андрей кесарийский Именно, в предисловии к своему толкованию на Апокалипсис он говорит “Дальнейший разсуж дения о сей боговдохновенной книге считаем совершенно излишними, потому что ея достоверность засвидетельствовали блаж Григории Ьогослов и Кирилл и ещедревнешией: Папии, Ириней, Мефодии и Ипполит” Не молчит о подлинности Апокалипсиса и предание западной церкви Здесь мы находим свидетельство Мураторнева канона, где читаем. “И Иоанн в Апокалипсисе, хотя писал семи церквам, однако же, всем говорит” 1>)) Из западных отцов церкви, признававших Апокалипсис за произведение ев ап Иоанна, должно упомянуть ев Ипполита '"), Викторина 1]1, Тер-туллиана 22), Августина "), послание Лионской и Виенской церквей 24) и бл Иеронима Этот последний говорит не только от своего имени, но ссылается на авторитет древняго церковнаго предания, говоря “Следуя взгляду древних писателей, признаю послание к евреям и Апокалипсис за каноническия и церковныя писания” ^)

Имея в виду все эти свидетельства церковного предания, действительно можно сказать вместе с Эбрардом “внешния свидетельства о происхождении Апокалипсиса от Иоанна Богослова по своему числу и силе равны свидетельствам относительно подлинности Евангелия и посланий ев Иоанна 2", а посему, кажется, и не должно бы быть и сомнения в апостольском авторстве Апокалипсиса” Однако же, в решении вопроса о происхождении Апокалипсиса от Иоанна Богослова и в настоящее время нет пол-наго единомыслия

Именно, то самосвидетельство ев Иоанна, которое мы находим в Апокалипсисе (1, 1, 9, 22, 8), некоторые ученые толкователи хотят обратить в свидетельство отрицательное - и утверждают, что если Иоанн Богослов нигде в Евангелии и посланиях не говорит о себе, как о писателе их, то, очевидно, не он писатель и Апокалипсиса, если в нём называет себя по имени Это упоминание писагеля о себе, по их мнению, есть не что иное, как намерение выдать себя за другое лицо, более авторитетное

В качестве возражения против подлинности Апокалипсиса выставляют "', между прочим, и то, что писатель Апокалипсиса не называет себя апостолом Иоанном, а лишь рабом (1,9) Но это возражение прямо изобличает его тенденциозность Иоанн не мог назвать себя апостолом по своему смирению, название же раба вполне уместно в устах Иоанна апостола, как вернаго служителя Иисуса Христа (1 Кор 4, 1, Колос 1, 25) ") Некоторые м) определённо указывают и этого, будто бы, истиннаго автора Апокалипсиса, именно - Иоанна пресвитера Об этой личности существует единственное известие у Папия, по истории Евсевия , т е. Па-пий говорит, что он обыкновенно разспрашивал о беседах старцев - “что сказал Андрей или что Петр и что Иоанн и что Аристион и Иоанн старец, ученики Господа, говорят”.

Помимо Папия, о другом Иоанне, кроме Иоанна Богослова, упоминает ещё ев Дионисий Александрийский. Он говорит: “Я думаю, что (тот Иоанн, который написал Апокалипсис) это был какой-либо другой Иоанн из тех, которые были в Азии, так как и говорят, что есть два надгробных памятника в Ефесе- и тот и другой носят на себе имя Иоанна”30. Но это последнее свидетельство ев Дионисия носит и в его устах слишком предположительный характер, и ссылаться на него, в виду существования других - положительных - противоположных свидетельств, было бы, по крайней мере, не научно

И тем более, что Дионисий, хотя и затрудняется приписать Апокалипсис Иоанну Богослову, однако же отзывается о нем (Апокалипсисе) с уважением Он, между прочим, говорит “Я не смею отвергать эту книгу, особенно - когда многие из братьев высоко уважают ее. Я думаю о ней так, что она превышает мое понимание и заключает в себе некоторое чудное и тайное понимание высших вещей”32) Что же касается вышеприведеннаго выражения Папия, то оно при критическом разборе совершенно теряет свою доказательность в нашем вопросе Папий был писатель непосредственный и в своих выражениях не мог отличаться точностью А имея это в виду, можно притти к тому выводу, что хотя в приведенном отрывке Папий и упоминает два раза Иоанна, однако же, имеег в виду одно и то же лицо - ученика Господа, Иоанна Ьоюслова Упоминая это имя первый раз, он хочет ска-”ать об Иоанне в прошедшем времени, что он уже сказал, а упоминая вторично, он говорит применительно к настоящему,- что то1 же Иоанн говори г теперь, - когда об этом разспрашивал Па-иий "). Но если даже и простой филологический разбор свидетельства Папия приводит к заключению, что он сам вовсе не имел намерения сказать о каком-то пресвитере Иоанне, отличном от Иоанна Богослова, то другия соображения несомненно должны привести нас к выводу, что если бы даже и был когда-либо этот Иоанн, го он все-таки не был писателем Апокалипсиса как вообще, 1'лк и во мнении Папия В пользу этого последняго мнения 1 оворт уже то обстоятельство, что св. Андрей кесарийский в своем введении к толкованию называет Папия защитником подлинное ги и боювдохновенности Апокалипсиса, написаннаго Иоанном Ьогословом и).

Кроме этого, писатель Апокалипсиса, называющий себя именем Иоанна, сообщает о себе сведение, что он был изгнанником на о 11а1мосе. Но предание Церкви не знает ни одного такого и и панника, кроме Иоанна апостола. Это - во-первых. А во-вторых, если бы и был такой изгнанник, то он должен быть весьма авторигетным лицом для малоазийских церквей, как это обнару-живаечся из текста и содержания Апокалипсиса. Но опять-тако-ю лица совершенно не знает предание этих церквей Оно знает 1 олько одного Иоанна. - Иоанна Богослова, управлявшаго Ефес-скою церковью после ап. Павла и перед самою своею смертью написавшаго Евангелие и два послания.

Но если и не было другого историческаго Иоанна, то, может бьп ь. Апокалипсис написан каким-либо обманщиком, выдавшим себя за Иоанна Богослова? По вопросу, может ли быть какой-либо обманщик писателем Апокалипсиса, Герике пишет “Как сильно авчор Апокалипсиса обличает всё нечистое Что значили бы всссвятыя и строгия речи, которыя носят на себе печать Боже-сгвеннаю Духа'7 С какою силою он презирает в будущее' И таким лицом, голько в угоду гипотезе, следует признать какого-то пресвтера, жившаго в апостольский век, какого бы то ни было апосюльскаго мужа^'”^' Что говорят по этому вопросу внутренние признаки Апокалипсиса? Может ли Апокалипсис быть приписан Иоанну Богослову, если между этою книгою и другими несомненными произведениями Иоанна Богослова - Евангелием и посланиями - существует очевидное различие?

На этот вопрос Эвальд, много поработавший над изучением филологической стороны Апокалипсиса, отвечает отрицательно Он прямо заявляет, что Апокалипсис написан не тем автором, который написал четвертое Евангелие и три Иоанновых послания м) Отрицают подлинность Апокалипсиса и некоторые другие толкователи, как-то Де-Ветте.Люкке, Шоттен.Неандер.Дюстердик и др ") Главным основанием для этого отрицания служит то различие, которое несомненно существует между Евангелием и посланиями ев Иоанна, с одной стороны, и Апокалипсисом - с дру-| ои, различие, которое заметно не только в их содержании, но и в их языке изложения Но оно не имеет безусловно отрицательнаго значения Различие их содержания зависит не от предполагаема-I о различия их авторов, но от самой сущности дела. В Евангелии ев Иоанн раскрывает основания нашей веры в Господа Иисуса, в своих посланиях он учит нас жизни в любви, вытекающей из нашей веры, в Апокалипсисе же он раскрывает перед верующими их надежду на второе пришествие Господа, общее воскресение, суд и новую жизнь всего мира

Но если различно содержание, различны предметы, раскрываемые в книгах, то должна быть или, по крайней мере, может бы гь различна и форма изложения, различен самый язык книг, -гак чго справедливо замечает Лютард “Если Апокалипсис раз-нтся от Евангелия и посланий, то потому, что говорит о других предметах и в другой (экстатической) обстановке Что удивительна! о поэюму, чю его речь звучит здесь совершенно иначе, чем там' Однако же, и здесь Иоанн является с тем же жаром в душе;

здесь то же учение, но только в картинах”38'

Отрицающие принадлежность Апокалипсиса св. Иоанну пре-нмущес1венно ссылаются на обилие гебраизмов в языке Апокалипсиса, чего нельзя сказать о Евангелии и посланиях Но если )Ю отчасти и справедливо, если действительно в Апокалипсисе, при его особенной форме изложения при посредстве символов и картин, заметно сходство с ветхозаветными еврейскими пророческими книгами, то объяснения этому нужно искать не в различии автора Апокалипсиса от автора Евангелия и посланий, но в друюм источнике Несомненно, что ев Иоанн должен был записать только то, что и под каким образом открыл ему Св Дух Но Духу Св., - как мы видим из примеров ветхозаветных пророков, особенно Даниила и Езекииля, - будущия судьбы церкви и М1ра было бла1 оугодно открывать не в простои форме разсказов, но в форме таинственных символов и картин Нужно только сравнить видения Даниила (гл. 3, 7 и 9) с видениями Апокалипсиса (особ. 13, 17 и Др.), чтобы убедиться, что Апокалипсис есть творение того же Св. Духа, как и все другия каноническия книги свящ. Писания.

Если же с этой стороны символизма Апокалипсис очень близко подходит к пророческим книгам Ветхаго завета, написанным на языке еврейском, то вполне естественно, что он и по своему языку должен несколько приближаться к этим книгам. Апокалипсис “мог и должен быть написан другим слогом, как писание пророческое, а не историческое. Простой взгляд на слог Апокалипсиса вразумляет, что писатель подражал пророкам, а несколько углубленное внимание объяснить, что заимствовал от них многие символы, иносказания и образы. Нельзя же требовать, чтобы св. Иоанн написал своё пророчество слогом Евангелия и посланий, без иносказаний, свойственных пророческому языку”3<). Так что если в Апокалипсисе и встречаются формы и выражения ев-рейскаго языка, то это обстоятельство нисколько не говорит против возможной принадлежности его автору четвёртаго Евангелия и Иоанновых посланий.

Поэтому-то в то время, как одни толкователи, заключая из употребления гебраизмов в Апокалипсисе, подобно Эвальду 411) отрицают его принадлежность св. Иоанну, другие толкователи нисколько этим не смущаются. Так, напр., Эбрард, признающий принадлежность Апокалипсиса Иоанну Богослову, не смущаясь пишет: “Язык у Иоанна в Апокалипсисе - язык древних пророков, - езекиилевскаго еврейскаго колорита”4".

Впрочем, нужно заметить, что гебраизмы в Апокалипсисе вовсе не так многочисленны, как это хотят выставить некоторые толкователи: такое заключение было следствием их увлечения в сторону сравнительной филологии, которая иногда открывает то, чего нет в действительности. Отдавая долг справедливости и держась, так сказать, золотой середины, вместе с нашим русским богословом по этому вопросу нужно сказать следующее: “не должно преувеличивать степень еврейскаго влияния на речь св. Писателя Апокалипсиса, - еврейский оттенок не составляет исключительной характеристической особенности Апокалипсиса, но заметен и у других новозаветных писателей, не исключая ап. Павла”42'.

Но если гебраизм Апокалипсиса ничего не говорит против принадлежности его одному и тому же автору, которому принадлежит и четвёртое Евангелие, то существуют положительныя внутренния данныя Апокалипсиса, которыя утверждают эту тождественность авторства.

Как в Апокалипсисе, так и в Евангелии и посланиях Иоанна мы встречаемся с раскрытием тех же самых великих христианских истин, которыя были особенно любимы св. Иоанном Богословом; это - истины о Божественном величии Сына Божия, о Слове Божием и о примирении чрез Его Божественную кровь (Апок. 1, 5-6, 1 Иоан. 1, 7) 43). Но кроме этого в Апокалипсисе наблюдается буквальное повторение некоторых выражений и слов, которыя исключительно свойственны св. Иоанну и которыя встречаются в его Евангелии и посланиях. Так, выражение Апок. 1, 2 соответствует выражению Евангелия 19, 35; 1, 2; Апок. 5. 6, 8; 6, 1;7; 10; 17, 14; 19, 7, 9 = Еванг. 1,29;Еванг. 1, 1 = Апок. 19, 13; Еванг. 19, 37 = Апок. 1, 7; Еванг.7, 37 = Апок. 22, 17; Апок. 1.5=1 Иоан. 1, 7; Апок. 22, 4 = 1 Иоан. 3, 2; Апок. 3, 20 = Еванг. 14.23.

Всего сказанного вполне достаточно для утверждения подлинности Апокалипсиса и его безспорной принадлежности тому же св. Иоанну, которым написано наше четвёртое Евангелие и три послания, - этому любимейшему ученику Господа и преимущественному Богослову.

 

 

ГЛАВНАЯ   НАЗАД

 

Hosted by uCoz